День в истории. Как советские граждане не поверили собственным глазам

maysuryan

2020 - 10 - 03 22:41:00


Акция сторонников Б.Н. Ельцина у здания газеты «Правда». Сентябрь 1989 года

3 октября 1989 года в истории СССР произошло примечательное событие: миллионы советских людей не поверили... собственным глазам.
Но прежде чем рассказать об этом историческом факте, небольшое отступление. В наше время можно найти немало людей, которые с упорством, достойным лучшего применения, твердят о якобы огромной роли «внушения» со стороны официальных СМИ. Мол, люди склонны безоговорочно верить официозу. Окститесь, граждане. Всё обстоит совершенно противоположным образом. СМИ повторяют ровно то, что люди сами хотят от них услышать. Если же они вдруг начинают говорить что-то иное, то люди мгновенно перестают им верить. И то же происходит, если настроения людей изменяются. И вся история России, в том числе и самая недавняя, ярко иллюстрирует этот факт.
Например, летом 1917 года вожди большевики оказались в бегах или тюрьме, а почти вся легальная пресса обличала их как «германских агентов». И что же? В.И. Ленин писал: «Когда русские кадеты и Керенский подняли бешеную травлю против большевиков — особенно с апреля 1917 года и ещё более в июне и июле 1917 года, — они «пересолили». Миллионы экземпляров буржуазных газет, на все лады кричащие против большевиков, помогли втянуть массы в оценку большевизма... Когда французская буржуазия делает из большевизма центральный пункт выборной агитации, ругая за большевизм сравнительно умеренных или колеблющихся социалистов; когда американская буржуазия, совершенно потеряв голову, хватает тысячи и тысячи людей по подозрению в большевизме и создаёт атмосферу паники, разнося повсюду вести о большевистских заговорах;-когда английская «солиднейшая» в мире буржуазия, при всем её уме и опытности, делает невероятные глупости, основывает богатейшие «общества для борьбы с большевизмом», создаёт специальную литературу о большевизме, нанимает для борьбы с большевизмом добавочное количество учёных, агитаторов, попов; мы должны кланяться и благодарить господ капиталистов. Они работают на нас. Они помогают нам заинтересовать массы вопросом о сущности и значении большевизма». Вот как это работает!
Ну, а теперь вернёмся к примеру 1989 года. 3 октября 1989 года всем советским телезрителям показали репортаж о первом пребывании Бориса Ельцина в США (в сентябре того же года). В том числе была показана видеозапись лекции Ельцина в университете Хопкинса. Выступал Борис Николаевич, будучи явно навеселе и, например, обращаясь к переводчику, спрашивал: «А почему вы не жестикулируете так, как я? Это не синхронный перевод!». Сама речь оратора была растянутой и замедленной.

//www.youtube.com/embed/HJ6Q3xwvp_w?wmode=opaque

У этого телепоказа была предыстория. Ещё 18 сентября главная газета страны «Правда» опубликовала статью из итальянской газеты La Repubblica от 14 сентября «Eltsin, la glasnost al bourbon». «Американская ночь «перестройки» пахнет виски, долларами и освещается светом прожекторов, – повествовала «Репубблика». – Борис Ельцин, народный герой Москвы, Кассандра Горбачёва, обличитель гласности, проносится над Америкой, как вихрь; его слова вылетают и возвращаются обратно. Он оставляет за собой след в виде предсказаний катастроф, сумасшедших трат, интервью и особенно запах знаменитого кентуккского виски «Джек Дэниэл» с чёрной этикеткой. Поллитровые бутылки он выпивает в одиночестве за одну ночь в своём гостиничном номере в Балтиморе, куда он приехал по приглашению факультета политических наук университета Джонса Хопкинса. Ошалевшего «почётного профессора», который рано утром приехал за ним, чтобы отвезти его в конференц-зал университета, Ельцин одарил слюнявым пьяным поцелуем и наполовину опорожнённой бутылкой виски. «Выпьем за свободу», — предложил ему Ельцин в половине седьмого утра, размахивая наполненным стаканом, одним из тех, в которых обычно хранятся зубные щетки и паста в ванной комнате. Но выпил он в одиночестве». «Для Ельцина Америка — праздник, сценические подмостки, бар длиной в 5 тыс. км. А для Америки Ельцин — новая чудесная игрушка, кукла с типично русским лицом, которая говорит то, что ни один русский не решался сказать раньше. Даже Буш не устоял перед соблазном немного порезвиться и пригласил его на несколько минут в Белый дом, чтобы «ещё раз продемонстрировать нашу поддержку Горбачёву и его политике реформ», как пытался оправдаться Буш, но это был всего лишь приём вежливости».

Как нетрудно теперь понять, эта публикация была чистейшей правдой, хоть и изложенной в «жареном» жёлтом ключе, и вызвала массовое горячее возмущение... против «Правды». Ей никто не поверил! Сторонники Ельцина немедленно принялись протестовать, в том числе на улицах и площадях, утверждая, что всё написанное «Правдой» с подачи «Репубблики» — чёрная клевета (одна из таких уличных акций — на заглавной фотографии). 21 сентября газета была вынуждена... извиниться перед Ельциным. И вот 3 октября 1989 года по советскому телевидению был нанесён «решающий удар»: показана речь Ельцина в США, где он выступал, будучи явно нетрезвым. И... увиденному опять никто не поверил. Мол, умельцы из КГБ нарочно растянули кадры и речь получилась заторможенной, как у пьяного. Обе эти публикации — в газете и на экране — резко повысили популярность Ельцина. «Они... заставили их думать, что если так травят Ельцина, значит, это что-нибудь хорошее». Мои родственники позднее объясняли мне, почему они не поверили этой публикации. «Не то, что мы думали, что он не может быть пьяницей. Но мы считали, что он не стал бы пить в Америке, у всех на глазах, не стал бы вести себя так глупо!». Как видим, житейский здравый смысл не всегда срабатывает в политике...
В итоге в октябре пришлось бесславно уйти в отставку... главному редактору «Правды» Виктору Афанасьеву. А с Ельциным встретился Валентин Юмашев (тогда — молодой журналист «Огонька», позже — зять Ельцина, и глава администрации президента в 1997-1998 годах). «Был ли какой-то тяжёлый или неприятный момент во время этой поездки?» — задавал Юмашев наводящий вопрос в своём интервью. «Нет, — отвечал Ельцин. — Самое тяжёлое — это жесточайший график, который необходимо было выдерживать во время этого путешествия... В один момент я понял, что не выдерживаю. Мы приехали в Балтимор поздней ночью, пока познакомились с встречавшими нас американцами, поужинали (обедать почти не приходилось), побеседовали — уже утро, шесть утра, а в семь утра беседа с представителями делового мира, встреча обязательная, её отменить никак нельзя. Час сна, и уже будят, а я чувствую, что не могу… Ещё ведь разница в поясном времени колоссальная! Говорю, нет, извинитесь, скажите, что заболел, умер, что угодно, я не выдержу… Через пять минут опять стук в дверь. Говорят, Борис Николаевич, нельзя, надо идти, просим вас. Я собираю все свои силы, встаю, умываюсь, делаю вымученную улыбку и выхожу к гостям. Наверное, это самый кошмарный момент. Всё-таки не только просидел я с ними, но ещё и вслед за этим провёл встречу в институте Хопкинса. Собрал всю волю в кулак, чтобы шутить, отвечать на вопросы, улыбаться… Как я это выдержал, мне не ясно до сих пор. Кстати, почему-то именно это выступление показало ЦТ… Впрочем, несложно догадаться, почему».


Триумф семейных ценностей. Валентин Юмашев, зять Ельцина и его интервьюер 1989 года, рядом с тестем и президентом (крайний слева в заднем ряду)

Юмашев подыгрывает интервьюируемому и иронизирует над «Правдой»: «Борис Николаевич, эта история действительно волнует всех. К сожалению, в перепечатке «Правды» не сообщаются некоторые другие подробности вашего пребывания в Америке, например, хорошо ли к вам относились в американском вытрезвителе, сколько публичных домов вы посетили?.. А если серьёзно, я надеюсь, вы не сильно расстроились, читая весь этот бред?» «Конечно, расстроился необычайно, — сетовал Ельцин. — Я уже говорил, поездка была крайне напряжённой, она вымотала меня основательно, и вот, когда я только вступил на родную землю – и с чувством облегчения, и с чувством большого выполненного дела, – и тут такой страшный, несправедливый, подлый удар! Да нет, какой там смех! И хоть бы что-то в этой статье было правдой. Уж если очень хотелось мою поездку в Америку принизить в глазах советских людей, можно ведь было всё сделать как-то тоньше, хитрее, перемешать правду с ложью, вырвать цитаты, надёргать какие-то слова… А тут – всё ложь. Начиная с видеокассет «Рэмбо», десятков белых рубашек и чёрных ботинок, скупленных якобы мною в американских универмагах, гранёных стаканов из-под зубочисток, из которых я пью виски, и заканчивая суперавтомобилями, которые я требовал для своих перемещений по Америке. Только одна правда в статье есть, я действительно побывал в Соединённых Штатах, а всё остальное – грязный и недостойный вымысел».
К этому Ельцин добавлял: «К счастью, мне не надо ничего доказывать. Люди поверили мне и не поверили ни единой строчке, опубликованной «Правдой». Это с каким же пренебрежением надо относиться к своим читателям, какими же, ну, я не знаю, идиотами их считать, если надеяться, что в такой бред, такую грязь они могут поверить?! Я ещё летел в самолёте, а телефон в моём кабинете раскалился докрасна. Уже в понедельник вечером пришли первые телеграммы с поддержкой в мой адрес, а сейчас их буквально тысячи и тысячи. К тому же принёс извинения главный редактор газеты «Репубблика» за напечатанную фальшивку».

Такие дела. Советские граждане поверили честнейшему и трезвейшему Борису Николаевичу и не поверили главной газете страны и собственным глазам. Поучительный урок для тех долбодят... умных людей, которые до сих пор свято веруют во всемогущество пропаганды. Если бы они были способны воспринять хоть какие-то уроки. А пропаганда и впрямь могущественна – но лишь до того момента, пока говорит то, что люди хотят от неё услышать. Тут она может и преувеличивать, и привирать. И не только по мелочам, но и даже по-крупному. Однако стоит ей сказать то, что люди слышать не хотят – даже если это будет святая правда – люди с негодованием обвинят её в клевете.
Такие дела. Может быть, хоть для кого-то эта поучительная история послужит уроком на будущее...

Метки: Даты, Ельцин, История, Перестройка, Реставрация, Россия, СССР